Православный календарь в августе содержит три Спаса. По положению, в этой триаде, Яблочный Спас именуют средним, центральным и Великим. На Руси праздновать Яблочный Спас начали очень давно. По преданию, этот христианский праздник стали отмечать с IV века. Изначально у него не было чёткой даты. Примерно с VII века стали отмечать его 19 августа. Из года в год дата празднования не меняется. Как и другие августовские праздники приурочен он к сбору урожая. После крещения Руси праздник обрёл новую силу, потому что в этот день Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображение Господне.
Согласно Священному Писанию, в этот день Спаситель в сопровождении трёх учеников отправился на гору Фавор, чтобы вознести молитву. Однако уставшие ученики быстро уснули, а после пробуждения им довелось увидеть удивительную картину - Учитель был освящён Божественным светом и парил над землёй в белых одеяниях. Внезапно они услышали голос Господа, который подтвердил, что Иисус Христос и есть его Сын. После этого Спаситель запретил апостолам рассказывать о произошедшем до тех пор, пока душа его не отправится на Небеса, а затем приказал ученикам собрать яблоки, чтобы освятить их перед лицом Всевышнего.
Яблочный Спас вобрал в себя элементы народных, языческих и христианских церковных традиций. Одна из главных традиций - это запрет на употребление до этого дня фруктов нового урожая. О празднике говорили: «Второй Спас - срывает спелые яблоки», «Пришёл Спас - яблочко припас».
На Преображение Господне, по традиции, в Церквях в конце Божественной литургии освящают яблоки и другие плоды. Главным символом праздника всё же остаётся яблоко, которые не вкушают до освящения. По этой причине в народе и назвали этот праздник Яблочным Спасом. Кое-где, видимо под влиянием Священного Писания, праздник именуется «Спас на горе».
В этот день наши предки отмечали Осенины - встречу осени. Вечером всей деревней отправлялись в поле и с песнями провожали закат солнца. Считалось, что на Преображение начинает преображаться природа - к ночи становится холодно, а днём уже не так сильно припекает солнце, постепенно начинает желтеть листва, первые стаи журавлей отлетают на юг.
С раннего утра на паперти Церквей выставлялись столы, на которых громоздились горы собранного урожая. После обедни священник благословлял плоды нового урожая. Потом прихожане, перекрестясь, разговлялись яблоками. Народ верил, что яблоко, съеденное в этот праздник, обязательно подарит много сил и исполнит самое заветное желание.
В этот день принято печь пироги с яблочной начинкой и варить варенье из яблок.
Время после Второго Спаса считалось самым удачным для посева озимых. Сеять рожь старались при северном ветре, тогда, по народным наблюдениям, она родит крепче и крупнее.
Великий Спас богат на народные приметы:
- сухой Спас предвещает сухую осень;
- мокрый – мокрую;
- ясный – суровую зиму.
Многие традиции Яблочного Спаса остаются неизменными и в наши дни, равно как и все старинные приметы о погоде и изменениях в природе, которые остаются правдивыми и по сей день.
С Яблочным Великим Спасом! Пусть принесёт праздник всем мир, радость и добро!
Информацию подготовила
Л.В. Крючек
ведущий библиотекарь ЦБ.