Август - щедрый, бархатный месяц. Наши предки называли его - жнивень, серпень (время разгара жатвы). Последний летний месяц богат не только дарами природы, но и православными праздниками. В августе все христиане отмечают важные праздники - Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (Хлебный). Празднуют их практически один за другим.

В череде августовских Спасов Медовый занимает первое место, открывая последовательность сезонного сбора урожая и встречу осени. Этот праздник приходится на 14 августа и совпадает с началом двухнедельного Успенского Поста, который длится до третьего Орехового (Хлебного) Спаса. Само слово Спас является напоминанием о Спасителе и спасении. В день Первого Спаса Православная Церковь чтит память Трёх Святынь: Животворящего Креста Господня, Образа Спасителя и иконы Владимирской Божией Матери.

 Первый Медовый Спас имеет древнюю историю и интересные традиции, о которых следует знать.

Медовый Спас имеет ещё несколько названий: Первый Маковый Спас (Маковей), Спас на воде (Мокрый). Каждое из его названий несёт свою историю и является неотъемлемой частью праздника.

Праздник Первого Спаса посвящён Великому событию - Изнесению честных древ Животворящего Креста Господня. Своими корнями праздник уходит в Константинополь IX века. Август в этом городе неизменно был жарким и приносил людям много бед в виде болезней, распространявшихся с испорченной водой. Но после пронесения по городу Животворящего Креста болезни отступили и крестный ход стали проводить ежегодно.

Согласно древним рукописям на Руси Первый Спас стал широко отмечаться в XII веке после Победы над войском волжских булгар. Князь Андрей Боголюбский перед сражением молился Святому Кресту и ночью видел сон, в котором свет от иконы Божией Матери освятил его воинов. В честь Победы князь повелел устраивать крестовые походы к реке. С этим событием связано название Спас на воде.

Упоминание и освящение воды в этот день связано и с Крещением Руси князем Владимиром.

По традиции 14 августа также проводили малое освящение воды: святили новые колодцы, очищали старые. Крестьяне отправлялись на водоёмы крестным ходом, в последний раз в году купались, смывая грехи, защищаясь от лихорадки и сглаза, а также купали лошадей и домашний скот. Иногда лошадей кропили водой. Обряды сопровождались песнями и танцами.

До сих пор сохраняется поверье, что Медовый Спас – это один из последних рубежей, после которых нельзя купаться в водоёмах. Это может навлечь болезни и смерть.

Традиционно с этого дня на Руси начиналась откачка мёда. Крестьяне считали, что в этот день пчёлы перестают давать мёд. Пчеловоды выламывали первые соты, чтобы пчёлы из других ульев не забрали весь мёд, клали его в новую посуду, которая ещё не была в употреблении и приносили на освящение в Церковь. Освящённым мёдом было принято угощать нищих, им также поминали родителей. Часть мёда оставалась в Церкви. На Руси в этот день начинались медовые ярмарки. Этот Спас ещё называют Лакомка. Тем, кто придерживается поста, с этого дня разрешено употреблять в пищу мёд.

В этот день традиционным угощением были пироги с мёдом и пшённой кашей. Также было принято печь блины. Существовал целый купеческий обряд: свёрнутый в квадрат блин купец должен был есть, откусывая по уголку в каждом из углов своей лавки. Это сулило успех в делах и хорошую прибыль на целый год.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Первый Спас получил своё второе название - Маковый, или Маковей. Народная традиция связала праздник с Церковным днём поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. Возможно, связь мака и Маккавеев исключительно звуковая, но, тем не менее, это - одна из устоявшихся народных традиций.

Сбор мака также сопровождался рядом обрядов. Один из них гласил, что если освящённый в Церкви мак рассыпать по двору, то в дом не попадёт ни одна нечисть. Освящённые маковые головки надо хранить дома для спокойствия и благополучия в семье.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Маковей был последним днём, чтобы засеять на полях озимые культуры.

Первый Спас считается девичьим и детским праздником. Молодёжь в этот день не работает.

В Сибири этот день назывался днём «Соломониды - ба(в)ушки», которая почиталась беременными и матерями, а также лекарками и знахарками, упоминавшими в наговорах её имя. Считается, что в этот день женщине будут прощены все ее грехи.

Издревле Медовый Спас отмечался скромно, ведь к началу августа ещё полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая - и времени для пышного праздника не было. После тяжёлого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с мёдом и маком. Современные традиции празднования Медового Спаса во многом следуют давним обычаям наших предков. С праздником! С Медовым Спасом! Мира всем, добра и благополучия!

Информацию подготовила

Л.В. Крючек

ведущий библиотекарь ЦБ.