(к 150-летию со дня рождения)

 

Они глумятся над тобою,

Они, о Родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей –

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей.

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

Это стихотворение было написано более ста лет назад, но, не правда ли, звучит очень современно, словно появилось оно в наши дни?! Автор его, Иван Алексеевич Бунин, писатель счастливой и трагической судьбы. Счастливой потому, что он был наделен высочайшим художественным даром. И трагической,  потому что в течение 33 лет он жил на чужбине, оторванной от Родины, от всего, что было так дорого его сердцу, что он так  любил.

2020 год-Год Бунина, поэтому  вдвойне приятно лишний раз окунуться в его творчество. В Холмечской сельской библиотеке  посвящена книжная полка «И Родина, и Бунин и любовь».

Родился Иван Алексеевич Бунин в Воронеже, в мелкопоместной дворянской семье, в ту самую пору, когда бедность постучалась в ворота многих дворянских усадеб. Но родословная Бунина вызывала в нем неизменное чувство гордости: к роду Буниных принадлежали Василий Андреевич Жуковский и дворянская поэтесса Анна Бунина.

Детство писателя прошло в Орловском подстепье, на хуторе Бутырки, в имении бабушки, в старинном доме, смотревшем своими цветными стеклами в бескрайние дали. Хлеба подходили к самому крыльцу. Здесь, среди неброской в своем очаровании русской природы, среди богатейшего языка, который дал миру величайших художников: Толстого, Тургенева, Тютчева, Фета, формировался будущий писатель. Здесь он научился видеть и слышать мир.

Дано было ему от природы, правда, очень и очень много. В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» читаем: «…Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги…», «было такое обоняние, что отличал запах росистого лопуха от сырой травы». Он был столь одарен артистически, что Станиславский уговаривал его войти в труппу Художественного театра и сыграть роль Гамлета. О его феноменальной наблюдательности ходили легенды: три минуты понадобилось ему, по свидетельству Горького, чтобы не только запомнить и описать внешность, костюм, приметы, вплоть до неправильного ногтя у незнакомца, но и определить его жизненное положение и профессию.

Талант его, огромный, бесспорный, был однако оценен современниками не сразу, но с годами все больше и больше. Его заметили Толстой, Чехов. Горький сказал: «…выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…»

В литературу Бунин пришел как поэт. В 19 лет он покинул родовое гнездо и, по словам матери, с «одним крестом на груди» ушел в мир. Он переменил множество профессий – корректора, библиотекаря, статиста, владельца книжной лавки… Первый сборник стихов вышел в Орле в 1891 году. Впрочем, каждый сможет снова прочитать его стихи или впервые даже познакомиться.

Туманный серп, неясный полумрак,

Свинцово-тусклый блеск железной крыши,

Шум мельницы, далекий лай собак,

Таинственный зигзаг летучей мыши.

А в старом палисаднике темно,

Свежо и сладко пахнет можжевельник,

И сонно, сонно светится сквозь ельник

Серпа зеленоватое пятно.

 

 

Мы рядом шли, но на меня

Уже взглянуть ты не решалась,

И в ветре мартовского дня

Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака

Сквозь сад, где падали капели,

Бледна была твоя щека,

И как цветы глаза синели.

Уже полураскрытых уст

Я избегал касаться взглядом,

Но был еще блаженно пуст

Тот дивный мир, где шли мы рядом.

 

Еще и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Да, именно «любовь и радость бытия» были главными в его поэзии. Но Бунин не просто писал, он был философом. Способность всеми чувствами испытывать наслаждение от жизни неизбежно привела Бунина к мысли о ее быстротечности.

Погост, часовенка над склепом,

Венки, лампадки, образа.

И в раме, перевитой крепом,

Большие ясные глаза.

Сквозь пыль на стеклах, жарким светом

Внутри часовенка горит.

«Зачем я в склепе, в полдень, летом?» --

Незримый кто-то говорит.

Кокетливо- проста прическа

И пелеринка на плечах…

А тут повсюду – капли воска

И банты крепа на свечах,

Венки, лампадки, пахнет тленьем…

И только этот милый взор

Глядит с веселым изумленьем

На этот погребальный вздор.

Любовь и смерть – две великие тайны. Они идут рядом в творчестве Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Это слова из рассказа «Темные аллеи», который дал название целому циклу, куда вошло 38 рассказов.

Впервые сборник «Темные аллеи» вышел в 1943 году в Нью-Йорке, в количестве 600 экземпляров, а вошло в него лишь 11 рассказов.

Да, любовь у Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, не ведомым человеку законам. Это тайна. И не каждому, по его мнению, дано прикоснуться к ней. Это могут сделать только избранные. «Ну а остальным как быть?» - спросите вы. «Беспощаден кто-то к человеку» - таков ответ Бунина. Любовь у Бунина – невыносимое счастье, трагедия, рок. Она не может закончиться обычно – браком. Герой и героиня расстаются навсегда. Иначе она перестала бы быть «солнечным ударом».

Счастливой судьбой Бунина, его добрым опекуном, спутницей жизни стала Вера Николаевна Муромцева. Спокойная, заботливая, холодновато-сдержанная, выросшая в московской профессорской семье. Она теперь сумела дать Бунину ту постоянную заботу, тот покой, который был нужен ему для творчества. Еще одна муза Бунина – писательница Галина Кузнецова, последняя, закатная любовь Бунина, его счастье и мучение. Своим складом она уже относилась к новому – 20 веку. Легкое дыхание любви не обошло Бунина, как не обошли его жизнь и великие социальные потрясения. Таким потрясением, страшным сном для Бунина была революция 1917 года. Эти события и свое мнение он выразил в произведении «Окаянные дни». Для Бунина с «великой Россией» было покончено уже в феврале 1917 года. Он отверг Временное правительство и его лидеров и решительно не принял большевиков.В мае 1918 года он покинул красную Москву, уехав в Одессу. А в январе 1920-го – навсегда простился с Россией.

Горько отразилось бездомье в творчестве писателя.

(Звучит стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».)

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце. Горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Оторванность от Родины заставила его замолчать на время, а потом и надолго загрустить.

 

Душа навеки лишена

Былых надежд, любви и веры.

Потери нам даны без меры,

Презренье к ближнему – без дна.

Для ненависти, отвращенья

К тому, кто этим ближним был,

Теперь нет даже выраженья:

Нас Бог и этого лишил.

И что мне будущее благо

России, Франции. Пускай

Любая буйная ватага

Трамвай захватывает в рай.

Эмиграция глубоко и последовательно повлияла на творчество Бунина. Остро выступает в его произведениях ощущение бренности всего сущего - женской красоты, славы, счастья, могущества. «Все проходит, все не вечно!» -этим Бунин как бы пытается утолить свое горе. Но ничто не может заставить его отказаться от мыслей о России. Хотя была уже не той, которая раньше начиналась за окном в сад.

 

Зарос крапивой и бурьяном

Мой отчий дом. Живи мечтой,

Надеждами, самообманом!

А дни проходят чередой,

Ведут свой круг однообразный,

Не отступая ни на миг

От пожелтевших, пыльных книг

Да от вестей о безобразной,

Несчастной, подлой жизни там,

Где по родным, святым местам,

По ниве тучной и обильной

И по моим былым следам

Чертополох растет могильный.

Желание вернуться в Россию было острым и сильным. Накануне войны, в 1939 году, Бунин пишет письмо Сталину с просьбой о возвращении. Письмо было передано Алексеем Николаевичем Толстым в Кремлевскую экспедицию. А через три дня фашисты напали на нашу Родину. Все, что не имело отношения к войне, отодвинулось на задний план. Письмо осталось без ответа. Пять долгих лет войны Бунин провел в Грассе, жадно следя за ходом битвы, которая развертывалась на просторах его великой России. В дневнике отражены переживания писателя: «Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли?..»Свою последнюю дневниковую запись он сделал 2 мая 1953 года: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не будет – и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!.. и я только тупо, умом, стараюсь усомниться, устрашиться!»

8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин тихо скончался.

Похоронен на русском кладбище под Парижем Сен-Женевьев-де.

Бунин служил слову более 50 лет как никто другой, он помнил о связи времен. О необходимости бережно относиться к прошлому России, ее традициям, о роковом пренебрежении ими. Давайте же и мы будем помнить об этом.

Информацию  подготовила  библиотекарь  Холмечской  сельской библиотеки -  Блинова Е.Г.