Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Обычная версия сайта |
В этом году 21 декабря впервые будет отмечаться новый государственный праздник — «День многодетной семьи», который однозначно станет любимым праздником в нашем календаре. Эта дата появилась, чтобы подчеркнуть важность семейного образа жизни и материнства, укрепить статус многодетных семей.
В канун этого замечательного праздника, а также в связи с завершением Года семьи, в Суземскую библиотеку были приглашены три многодетные семьи, для которых была подготовлена новогодняя интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».
В приветственном слове, обращенном к гостям, сотрудники библиотеки подчеркнули важность знаменательной даты, отметив, что многодетные семьи являются особой группой общества, заслуживающей уважения и признания, и предложили всем весело и с пользой провести время в самую волшебную пору, накануне новогодних праздников.
Подробнее: Многодетные семьи из Суземки стали знатоками интеллектуальной игры «Что? Где? Когда? »
«Когда я была маленькая, у меня был папа. Виктор Драгунский. Знаменитый детский писатель. Только мне никто не верил, что он мой папа. А я кричала: “Это мой папа, папа, папа!!!” И начинала драться…
Вот некоторые удивляются, мол, как же это удалось взрослому человеку проникнуть в душу ребёнка, говорить от его лица, прямо как будто самим ребёнком и рассказано?.. А очень просто - папа так всю жизнь и оставался маленьким мальчиком. Точно! Человек вообще не успевает повзрослеть - жизнь слишком короткая. Человек успевает только научиться есть, не пачкаясь, ходить, не падая, что-то там делать, курить, врать, стрелять из автомата, или наоборот - лечить, учить… Все люди - дети. Ну в крайнем случае - почти все. Только они об этом не знают».
Впервые сборник «Гора самоцветов» вышел в свет в 1953 году. Туда вошли сказки народов СССР, собранные и обработанные Михаилом Булатовым. «Эти сказки, - писал он во вступительном слове, - записывали учёные, путешественники и просто грамотные люди, любившие сказку, - школьные учителя, школьники и другие.
Я прочёл много таких записей, иногда по десяти пересказов одной и той же сказки, например, об “Иване - крестьянском сыне и чуде-юде”. Самые интересные из этих сказок я передаю вам так, как запомнил их.
Другие - услышал от хороших сказочников, русских и нерусских, записал их и поместил в этот сборник».
Помимо собирания, изучения и обработки фольклора, Михаил Александрович писал киносценарии, тексты для диафильмов, оперные либретто на сказочные темы. Совместно с Владимиром Порудоминским он сочинил повесть о В.И.Дале «Собирал человек слова…»
Елена Николаевна Верейская, дочь историка Н.И.Кареева и мать художника О.Г.Верейского, была сельской учительницей, библиотекарем, писала стихи, рассказы, пьесы, руководила кружком художественной самодеятельности. На мысль посвятить себя литературе для детей её натолкнула встреча с С.Я.Маршаком, чей «Кружок детских писателей» она с большим энтузиазмом и удовольствием посещала в 1920-е годы. Как отмечается, первая же повесть Верейской, адресованная детям, - «Серёжка в деревне» - «была горячо принята маленьким читателем».
Наиболее известные книги Елены Николаевны принадлежат к так называемой историко-революционной теме. Когда-то сборники «Памятный день» и «В те годы» издавались массовыми тиражами, а рассказ «Таня революционерка» входил во все хрестоматии.
По понятным причинам, именно эта сторона творчества писательницы сейчас почти не востребована. Пережила своё время лишь повесть «Три девочки», не так давно выпущенная в сериях издательства «АСТ» «Любимое чтение» и «Любимые книги девочек». Написанная просто и увлекательно, повесть рассказывает о жизни трёх подруг-школьниц - счастливой довоенной и полной драматизма в годы ленинградской блокады.
Говорят, Николай Кузьмин «с удовольствием брался за книги, невозможные для буквального иллюстрирования». Что же это были за книги?
Первым здесь, несомненно, следует упомянуть пушкинского «Евгения Онегина» - недосягаемую вершину всей русской словесности. Едва ли в этом случае имеет смысл ставить вопрос «возможно или невозможно?», скорее уж тогда - «нужно или не нужно?». Художник Кузьмин ответил на него отрицательно, всякий раз стараясь передать в своих иллюстрациях не «подробности сюжета», но «дух и стиль» текста Пушкина.
«Все мы знаем “Евгения Онегина” со школьных лет, - писал Николай Васильевич, - но это неполное, поверхностное знание. Я не раз обнаруживал, что даже интеллигентные люди путают либретто к опере Чайковского с творением Пушкина.
Самое известное стихотворение Якова Полонского - «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит…»). Став поистине народной песней, она до сих пор исполняется и с эстрады, и в тесном домашнем кругу - под оркестр или простую гитару.
Критики определяют место Якова Петровича в русской поэзии где-то «между А.Фетом и Н.Некрасовым, как своего рода связующее звено контрастных художественных систем» (М.Эпштейн), и полагают, что многие его поэтические открытия неразрывно связаны с впечатлениями детства:
Мне всё чудится: будто скамейка стоит,
На скамейке старуха сидит,
До полуночи пряжу прядёт,
Мне любимые сказки мои говорит,
Колыбельные песни поёт.
«Никогда не забудется тот день, когда меня, пятилетнего мальчика, отец повёл в цирк…
Цирк! Когда вошли в зал, меня поразило обилие света и людей. И сразу слово “цирк” стало для меня реальным, ощутимым, понятным. Вот он — огромный купол, застеленный красным ковром манеж, слышны звуки настраиваемого оркестра… Было так интересно!
Я воспринимал всё настолько живо, что, захлёбываясь от восторга, громко кричал. Один из клоунов передразнил мой крик. Все от этого засмеялись.
- Папа! Папа! - затормошил я отца. - Клоун мне ответил, он мне крикнул, ты слышал?
Когда мы вернулись домой, я прямо с порога объявил маме:
- А меня заметил клоун. Он со мной разговаривал.
Мне настолько понравилось в цирке и так запомнились клоуны, что захотелось, как и многим детям, во что бы то ни стало стать клоуном» (Ю.В.Никулин. «Почти серьёзно…»).
Подробнее: 18 декабря родился Юрий Никулин (1921-1997), русский артист цирка и кино
«Алёша», «Я люблю тебя, Жизнь», «Как провожают пароходы», «Вальс расставанья»… В 1960-е годы, благодаря Яну Френкелю, Аркадию Островскому и Эдуарду Колмановскому, многие стихи Константина Ваншенкина стали популярными песнями. Тогда поэзия вообще стремилась на эстраду - и в виде песни, и как прямое обращение к читателю-слушателю. Одно из стихотворений Константина Яковлевича, написанных в то время, начинается так: «В поэзии - пора эстрады, / Её ликующий парад. / Вы, может, этому и рады, / Я вовсе этому не рад».
Ваншенкин считал ненастоящими стихи, предназначенные для громкого чтения со сцены («мне этот жанр неинтересен»). Поэта волновало другое: судьбы его сверстников, со школьной скамьи ушедших на войну, - об этом, по его мнению, не нужно было кричать с трибуны. Ключевая тема изданного «Детской литературой» сборника Константина Ваншенкина «Колокольчик» - память о той поре, о солдатском братстве, о мальчишках, рано повзрослевших в военные годы или погибших на полях сражений.
Олег Кургузов ушёл молодым, оставив по себе добрую память. Память эта — его славные книги, озарённые внутренним светом, за одну из которых — «Солнце на потолке» — в 1998 году ему была присуждена Международная литературная премия им. Я.Корчака с формулировкой «за удачное изображение взаимоотношений между детьми и взрослыми и за искрящийся юмор».
Он считал писательство самой увлекательной игрой в жизни и играл в неё радостно, с удовольствием. Порой он был вынужден отвлекаться: на журнал «Трамвай», газету «Маленькая Тележка», на «Кучу малу» и «Улицу Сезам» — во всех этих изданиях он работал редактором. Потому, наверное, и книг-то получилось всего шесть, хотя могло быть гораздо больше. Теперь нам остаётся только перечитывать его книги и, откликаясь на просьбу автора, стараться взглянуть на них с разных сторон.