Екатерина Маркова дебютировала в кино в роли Гали Четвертак в фильме по военной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». По словам Марковой, съемки фильма о девушках-зенитчицах, что ценой своей жизни обезвредили фашистский десант на карельском фронте, были очень тяжелыми и в эмоциональном, и физическом планах. Картина Станислава Ростоцкого сразу получила большой резонанс у зрителей и критиков, взяла Памятный приз на международном кинофестивале в Венеции, Государственную премию СССР и была признана лучшим фильмом 1972 года по опросу журнала «Советский экран». С этой лентой Маркова объездила много стран. Сама Екатерина вспоминала: «Когда от увиденного, прочувствованного эмоции уже не умещались в актрисе, то пошли в слово». Она начала писать путевые заметки, которые потом превратились в книгу очерков «Бабочка с озера Мичиган». Ей было 26 лет.

С этого времени Екатерина Маркова начинает активно писать. Работая в театре, заканчивает Литературный институт имени Горького. Первая художественная повесть Марковой «Чужой звонок» была напечатана в журнале «Юность», когда начинающей писательнице было 29 лет. Повесть — о первой школьной любви. По признанию автора, она написала ее за две недели, хотя, возможно, та созревала внутри долгие годы. Все последующие книги Маркова также пишет без черновиков, сразу набело. «Я сажусь за компьютер, и, не отрываясь, могу написать четыре страницы текста, но никаких записей при этом у меня нет», — говорит Екатерина Георгиевна.

За «Чужим звонком» следуют повести «Мяч», «Тайная вечеря», «Подсолнух» и другие. Все они выходят в журнале «Юность». В их центре находятся подростки или молодые люди, которые остро переживают несправедливость взрослого мира и пытаются его исправить. Эта неравнодушная интонация стала отличительным знаком писательницы. Своими литературными учителями Екатерина Георгиевна считает писателей Анатолия Алексина и Валентина Катаева.