(1998 – 2018 г.г.)
История Песни - Гимна «Шумел сурово Брянский лес», уходит корнями в далёкий суровый 1942 год.
Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь, Пришлите нам песню». Это писали партизаны брянских лесов».
Представитель политуправления Брянского фронта Серафим Китаев встретился с поэтом А.Софроновым и композитором С.Кацем и передал просьбу выполнить партизанский заказ. Приступив к работе, авторы вспомнили и народную песню «Ревела буря, дождь шумел» и забытую песню времён Отечественной войны 1812 г. «Шумел, гудел пожар московский». Так и начала создаваться эта песня в набросках, отталкиваясь от первой строчки «Шумел сурово Брянский лес…»
В ту пору А.Софронов был военным корреспондентом газеты «Известия», и когда строки этой песни, рождённые ещё в Москве, были готовы, он получил задание своей редакции выехать на Брянский фронт. Композитор Сигизмунд Кац по приглашению политуправления фронта отправился туда же, для того, чтобы передать из рук в руки, а точнее, из уст в уста, песню фронтовому ансамблю. Таким образом они оказались в городе Ефремове.
Первая встреча была с ансамблем песни и пляски Дома Красной Армии Брянского фронта. Ансамбль очень хорошо принял песню. Её сразу запели, протяжную, где-то во второй половине энергичную, в ней чувствовался характер народных мстителей Брянщины. Авторам хотелось большего, чем просто передать песню в руки военного ансамбля. Совершенно естественно было бы доставить песню в Брянские леса и там вручить её тем, кому её посвятили.
В канун 25-й годовщины Великой Октябрьской революции разрешение на вылет в расположение брянских партизан получил только военный корреспондент «Известий» поэт А. Софронов. Позднее в своих воспоминаниях А.Софронов напишет: «Тёмным вечером вместе с начальником Брянского штаба объединённых партизанских отрядов товарищем Матвеевым… мы сидели в холодном самолёте. Где-то внизу виднелись вспышки зениток… Так мы молча летели, пока самолёт не начал терять высоту, снижаться. Вскоре мы увидели горящие костры. На эти костры и пошёл самолёт, опускаясь на лед озера. Открылись двери, и мы оказались в объятьях людей, которые ожидали нас в этот предпраздничный вечер…
Товарищ Матвеев сказал: «Вот поэт Софронов, военный корреспондент газеты «Известия», привез песню, которая специально написана для брянских партизан.
Смелиж – небольшую деревню в 25 километрах от Суземки – называли «партизанской столицей». В мае 1942 года была открыта воздушная трасса Москва-Смелиж. Сюда регулярно прилетали самолёты с «Большой земли». Они доставляли народным мстителям газеты, медикаменты, боеприпасы, взрывчатку, а иногда и продовольствие. Площадка для взлёта была пригодна в любое время года.
Поздний вечер. Мы сидим в одном из домов за столом среди людей, которые жадно расспрашивают нас о жизни на Большой земле, о московских новостях. Меня попросили спеть «Шумел сурово Брянский лес…» Мне не раз приходилось петь свои песни, но, пожалуй, такого волнения, как именно в эту ночь 1942 года, я никогда не испытывал…
Я её спел один раз, меня попросили спеть ещё раз, потом в третий. Меня обнимали. Бойцы дружно подхватили припев. Потом А.Софронов помог оказавшемуся в отряде слепому музыканту подобрать мелодию.
Вскоре песню узнали во всех отрядах. И не просто узнали, а взяли «на вооружение». Она стала партизанским гимном. Песня звучала в лесах Белоруссии, её пели украинские, смоленские, курские, орловские и ленинградские партизаны.
«Песня была боевым другом и постоянным спутником партизан. Она то тихо, вполголоса, призывно звучала, когда народные мстители готовились к боевым операциям, то её мотивы без слов тревожно слышались, когда оставшиеся в землянке ожидали своих товарищей с боевого задания, то торжественно, победно оглашала лесные чащи после боевых дел.
Да, песня живёт и сейчас. Её мелодия, мужественная и в то же время задушевная, широкая, словно бескрайние лесные просторы, делает песню своей повсюду: и у костра, и в кругу боевых друзей, и на концертной эстраде.
В городе Брянске на центральной площади, которая носит название Площади партизан, воздвигнут величественный монумент, на его постаменте высечены слова песни.
После Великой Отечественной войны Анатолий Софронов и Сигизмунд Кац не раз приезжали на Брянщину. Каждый приезд в Брянск был праздником. Для меня, писал поэт, Брянские леса, земли Брянщины – большая часть моей военной и писательской биографии.
Многие годы мелодией песни «Шумел сурово Брянский лес» начинает свои передачи областное радио.
В ноябре 1998 года областная Дума приняла закон о символах Брянской области, а гимном стала известная далеко за пределами нашего края песня «Шумел сурово Брянский лес».
Уже более полувека не слышно канонады в знаменитом Брянском лесу. Не сурово, а мирно и мудро шумит он сегодня. И в этом шуме слышится вечная ода памяти во имя павших и живых героев…
Об этом и рассказала библиотекарь центральной библиотеки Шендюрко Юлия Викторовна для волонтёров Суземского района в краеведческом зале библиотеки.
Информацию подготовила ведущий библиотекарь центральной библиотеки
Шендюрко Ю.В.